Сергей (leesider) wrote,
Сергей
leesider

Category:

Забытые русские могилы в турецкой деревне (Чакмак, провинция Карс)

Ещё один малоизвестный "русский" след в истории Карса можно найти в 17 километрах от города, в селе Чакмак (Çakmak), след немного грустный и печальный. Это старое молоканское кладбище на окраине деревни. С 1878 до 1917 года когда Карс был частью Российской империи, окрестности города активно заселяли русские переселенцы-молокане. Скажем так, в XVII-XIX веках к представителям данного христианского течения относились не очень хорошо, считая их чуть ли не еретиками, так как молокане выступали против поклонения иконам и против православных постов. Молокане не обожествляли царей и не очень хотели воевать, поэтому как совершенно особые люди по своим религиозным взглядам они селились подальше от центральных районов России. Вплоть до указа Александра I (1803 г.), давшему молоканам свободу вероисповедания, они относились к "особо вредным ересям", преследовались и выселялись в сторону Сибири, как правило. Далее уже переселение было относительно добровольным - и в Среднюю Азию, и в Закавказье. Особенно активно молокане заселяли закавказские провинции ввиду распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Поселились молокане и в новоприобретённой по результатам очередной русско-турецкой войны Карсской области, в частности, в деревне Чакмак. После передачи этого региона Турции в 1921 году молокане вынуждены были вновь переселяться. К слову, Советское правительство, пытающееся найти общий язык и общие ценности (коллективное хозяйство, например) с такой нестандартной, но мирной и лояльной к любой власти общиной, выделило молоканам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Другая волна реймиграции состоялась на начале 1960-ых, когда большинство уже отуречившихся молокан переехали в Ставропольский край СССР. В самой Турции остались лишь единицы, отколовшиеся скорее всего от общины и принявшие ислам.

Сегодня в небогатой деревне Чакмак, за исключением старого кладбища, ничто не напоминает о прошлой жизни русских крестьян.
image.jpg


Одно из последних захоронений, памятник датируется 1959 годом. Василий Васильевич Каракин.
image.jpg

Рядом могила супруги. Анна Каракина, в девичестве Дабранил (Добрынин,как подсказывают -upd). Умерла в 1946 году, причём при жизни приняла ислам.
image.jpg

Остальные могилы очень старые. Сюда никто не приходит, никто не приносит цветы. Но жители деревни помнят молокан и немедленно укажут месторасположение кладбища.
image.jpg

Молоканские дореволюционные надгробные плиты. "Здесь покоится бренное тело..."
image.jpg

Само кладбище по территории совсем небольшое, примерно 10 соток.
image.jpg

Полустёршиеся надписи с именами на камнях разобрать очень сложно. Видны цифры, указывающие на годы кончины - 1906, 1899, 1895...
image.jpg

Общий вид. На этом кладбище похоронены молокане, переселившиеся в Чакмак в 1878 году и их предки.
image.jpg

Возможно, это не единственное подобное место в окрестностях Карса, так как в своё время здесь проживали 18 тысяч молокан, но единственное, что мне удалось найти. Думаю, при грамотной и подготовленной этнографической поездке в эти края можно сделать массу интересных открытий. Однако это иной, более продолжительный и вдумчивый, формат путешествий.





Tags: Карс, Турция, история
Subscribe

Posts from This Journal “Карс” Tag

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “Карс” Tag